четверг, 25 февраля 2016 г.

Сухая Атя - 71 км, 3д,75+км,-15+1

Я уже несколько лет хотел пойти из под Аши до 71 км на инзерской ветке жд. На лыжах, уточняю - зимой. Местность  мелкогористая, из достопримечательностей икенская пещера - Фантазия (труднонаходимая) и старый добрый водопад Атыш.  Маршрут легкий, достаточно длинный для пвд. Моя почти идея фикс. Опытные кабаны лыжного туризма поморщат хобота от такого маршрута, им подавай что повыше и покруче, но мы не гордые, нам и это интересно.

Вот собственно нитка маршрута наглядно на карте.

Стартуем с развилки под Сухой Атей, мимо Виляя, к месту где начинается  речка Икень, далее  по старой дороге к деревне Верхние Лемезы, затем по льду Лемезы до водопада Атыш, переваливаем к Инзеру  по стандарной летней тропе до 71 км. Достаточно приличная часть маршрута изъезжена снегоходчиками, что очень облегчает маршрут.

Один попутчик нашелся достаточно быстро - Салават из турклуба "Авантюра", он желал вкусить прелести лыжного туризма, набраться опыта для воспитательного похода с врединами(Регина, Олеся,  Ирина из клубного чата авантюристов), остальные  поотваливались в процессе подготовки по разным причинам.  Ну и ладно, как то мероприятие и не намечалось в массовом ключе.

Я заклеил носки  лыж, развалившиеся в прошлом походе. Обмотал пострадавшие места армированным скотчем. На этом подготовка к походу практически закончилась. Быстренько, в вечер перед походом, купили лыжи Салавату. Ничего приличнее туристских от маяка не нашли. Они длинноваты и узковаты, но к концу сезона выбора не было.

День первый. Прогулка в охотку.

До Ати нас подбросил Равиль. По дороге на кафешке показывало -15   градусов, что радовало,  когда слишком тепло подлип становится тотальным утомляющим злом.  Ясное небо, утренняя прохлада, снегоходная дорога припорошенная не очень глубоким снегом, 4-5 см, очень приятная прогулка. Левая лыжа требует для перемещения намного более существенного усилия, сказывается тормозящий эффект  скотча.

Часика за 3 дошли немного виляя до Виляя, там перекусили сникерсами, и побрели дальше. Тут уже была совсем  свежая снегоходная тропа, постепенно набиравшая высоту, нафиг лыжи проще было пешком.
Лыжи к рюкзаку сбоку

Местность на самом деле очень популярная у снегоходчиков. Через час они нам на встречу и попались,  охотники.  В сопровождении пары красивых рыжих собачек. Нас порадовали тем, что возможно подобная дорога есть почти до самых Верхних Лемезов.

Вот такие "арки" мешают ходить

Кончился чай, пришлось набирать воду из родника и пить мелкими глотками. В одном месте, на сильном повороте на карте, свежая снегоходная   дорога кончилась, и мы пошли по заметенной. Лыжи не стали одевать, было тепло и снег стал влажным.

Лагерь поставили у подножья склона горы Бургас, там не далеко была одна из наших целей - Икенская пещера. В итоге за день прошли чуть больше 25 км,  идти было легко и приятно.

Роем яму под костер, костерок, готовка.  Я обнаружил, что забыл соль, оказывается ее взял Салават. В толстостенной стеклянной баночке. Аналогично сахар. Сильный турист ))

Поели вкусного горохового супа, Салават пошел отдыхать, я  искать вход в пещеру. Я чуть ли не два часа рассекал на лыжах и без склоны горки, заглядывал под каждый скальник, в результате, подзалюбившись и не добившись результата, пошел спать.

День второй.  Прокачка выносливости ягодиц.

Я честно предупредил Салавата - будет достаточно тяжелый день. Так и получилось.

После завтрака из традиционных макарон с тушенкой я опять пошел искать вход в пещеру. И не нашел. Учитывая ее размеры - 30 на 50 см вполне может быть наглухо засыпана снегом. Было обидно. Но не долго, было пора огребать )

Первый участок дороги опять шел по снегоходной тропе, присыпанной прошлым снегопадом. Было легко, лишь в одном месте очень аккуратно перешли речку по снежному мосту с бревном. Тропка идет то приближаясь, то удаляясь  от речки Икень. В некоторых местах след делает петлю и снегоход, очевидно, уезжает назад, но нам через несколько сотен метров удавалось найти еще попутную тропу. Все хорошее кончается, последний след снегохода ушел куда то по ущелью резко влево, совсем не в попутном к нам направлении.

На карте была просека, мы по ней и двинулись дальше. Время было послеобеденное, солнце жарило, пухляк размяк и предательски подлипал десятком килограмм на каждой лыжине. Это был звездец, товарищи, скорость упала до максимального километра в час. Так прошли 5, пожалуй самых задалбывающих, километров на маршруте.

За несколько км  до Лемезов мы нашли свежую тропу, сняли лыжи и почапали, немного проваливаясь, пешком дальше.

Так проще, чем с подлипом. Дорога вывела на большую поляну, на окраине которой собственно и находилась деревня. Тут мы устроили небольшую сникерсово-халвяную трапезу под красивым раскидистым деревом. Темные тучи, вечереет... Прошло несколько лет и я снова иду по тому же маршруту в тот же день, в то же время...

Верхние Лемезы прошли не останавливаясь, по дороге спустились к реке, пошли по снегоходке дальше. Идти по сравнению с недавним подлипом было очень приятно, немного подморозило, темп удалось развить приличный.

Через несколько часов дошли до поворота после Березняков, уже давно стемнело, хотелось пить, набрали воду в проталине и пили маленькими глотками. Когда долго идешь термоса 0.8-1.2 литра уже не хватает. Вот тут и пригодилась бы приблуда в виде джетбойла.

Не смотря на общую задолбанность оставался последний рывок - меньше 6 км по прямой. Наличие снегоходных следов радовало. Но не долго. В одном месте они переправились через реку, уже подтопленные водой. Дальше началась проталина. Мы пошли вдоль левого берега, думая что рано или поздно  кончится.  Это была ошибка. Комфортно было идти только по узкой полосе прибрежного льда, которая была далеко не всегда. Периодически попадались скальные прижимы, которые пришлось облезать сверху.  Где то на этом участке Салават пролюбил пенку. С самонадувастиком внутри рюкзака такого бы не случилось ) Сплавовский экстрим лайт 3.8 нормально проработал всю зиму, оказался качественным. Долой надувофобию! (Дальше пришлось отдать Салавату тонкую пенку из евы, самому юзать только вышеупомянутый коврик)

Постепенно Атыш все же приближался. Последним препятствием стал приток  Лемезы,  метров 5 шириной, который пришлось преодолевать методом "боком на лыжах с рюкзаком по бревну".

3 часа ночи, 35 очень разных км за плечами, мы на месте.

Сил уже было очень мало, насобирав немного сухих дров мы вскипятили горячего чая, я сьел бичпакет, Салават тоже перекусил и в 4 мы легли спать.

Это был достаточно тяжелый день из за километража. К тому же я неправильно выбрал обувь, взяв старые хайкинговые ботинки с убитой мембраной и забыл вазелин. Какое удовольствие было снять обувь, одеть чуни и баиньки...

День третии. Родной 71-ый.

С утра мы немного отоспались, встали поздно, около 9. Завтрак гречка с тушенкой, чай, заправка термосов, сборы, осмотр зимнего Атыша (от идеи искупаться пришлось отказаться, на это все же надо время).

Вышли ближе к 12, что немного огорчало возможным подлипом на маршруте.

Эксперт консультант по маршруту в лице Жени Банникова предложил два варианта - можно идти по ущелью чуть дальше летней тропы или по самой летней тропе, с это стороны это не так тяжело. Я решил - второй вариант интереснее.
 Выше Атыша Лемеза еще подмерзшая

На самом деле зимой летнюю тропу практически не видно. Мы поднялись от родника без лыж на самом крутом месте подъема и начали зигзаговидный набор высоты.

Тропу вскоре  просто утеряли и пошли приблизительно по карте. Сделали крюк часа на два не в ту сторону, вернулись обратно к месту где точно была тропа и пошли просто вдоль ущелья по верху. Идти было достаточно непросто. Мои растрепанные лыжи проваливались пятками, небольшой по сравнению с предыдущим днем подлип, мокрые натертые ноги - скорость была максимум 1.5 км в час. Все же через некоторое время, когда дело было к вечеру, мы вышли к большим камням на начало спуска. оставалось пара рывков. На небо вышла шикарная полная оранжевая луна... Красиво.

На спуске изматерились, особенно Салават, как более легкий на  длинных лыжах. Метод "полей чаем лыжу, натри снегом и юзай природный камус" срабатывал слабовато. Тогда мы сделали ход конем - обмотали лыжи под тормозной площадкой армированным скотчем. Кстати этот метод работает лучше.

В ущелье речки снизу мы нашли старую лыжню, затем свежую, как будто кто то собирался на Атыш, но до конца не решился. Вскоре , уже достаточно медленно ковыляя, вышли на лед Инзера (без таких проталин как на Лемезе), затем постепенно дошли до платформы 71 км.
Палатка, чай, спать. Маршрут пройден за 3 дня, но на электричку мы опоздали на 4 часа...

Отъезд

Расписания РЖД у нас не было, поэтому встали в 6, к 8 собрались и два часа еще ждали электричку. Дальше без происшествии.

Выводы

Маршрут достаточно интересен в плане проверки своих физических возможностей.  В зависимости от желания может проходится от 3 до 5 дней.  Да и насладится природой вполне позволяет.

Благодарности.

Спасибо Салавату за компанию.  Он показал себя стойким участником похода, весьма достойно пройдя маршрут. Желаю в дальнейшем успешно развиваться в спортивном плане на ниве лыжного и пешего туризма. У тебя хорошие задатки, приятель ))

С любовью благодарю свою женщину Рушечку и детишек Илюху с Милашей, за то что терпят частые отсутствия папы Мамонта и пропадание в походах.

Ну и так всем спасибо кто поддерживал и дочитал до этого момента. )) Всем побольше любви и путешествий.

Миру мир войне пиписька. )))