понедельник, 14 сентября 2015 г.

Из далека дооолго, течет река Зиииигаааза...

Весна, пора любви и сплавов, ну или любви к сплавам. В это время всегда остро встает вопрос куда идти.

Сначала я подумывал прогуляться пешком в районе Аваляка/Нургуша. При этом не вдохновляла перспектива возможного обилия мокрого снега.

Тут товарищ Дима предложил "айда сплавимся". Лодка есть, адмирал есть, реки еще не пересохли.

Водный опыт у меня небольшой, один сплав по Нугушу пару лет назад,  там был рафт,  у нас на этот раз пвх лодка  "Толпар 3".  Она хороша летом на рыбалке, весной на большой воде ее управляемость внушала опасения. У Димы опыт был, но большей частью летних неспешных сплавов. Пришлось курить мануалы и советоваться с товарищами.

Пройти решили Зигазу + Зилим до Ташастов. Мне сильно понравилась природа в районе Киндерлинской прошлой осень, захотелось вернутся в те края.

На реке есть  одно для нас опасное место - порок Кысык. Маршрут весь мы рассчитывали пройти дней за 5. Я почитал о снаряжении и прикупил спасжилет и каску, Диме достал строительную (Дима долго от нее отказывался,  на мой взгляд это крайне неправильный подход, каска, спасжилет и  очень желательно гидра необходимы, начитался я о несчастных случаях на воде)

День первый.

Первого мая рано с утра мы выехали до деревеньки Зигаза (которая собственно на притоке Зилима Зигазе), в заброске нам помогал тесть Димы - большое ему спасибо. Перед выездом из Уфы нас обнюхал гаишник - охотник на пьяных на праздниках.

Часа за 4 мы добрались до места старта, разок пробив колесо. Народу - тьма. Пол Уфы. Развиртуалились с товарищем Женей Банниковым. Пообедали и отплыли.

Вначале пути речка течет буквально сзади деревенских огородов, течение хорошее, воды много. Сама лодка (мы пытались грести как на катамаране - один слева другой справа) - практически неуправляема, все таки это судно не для такой воды. Вдоль берега нависают деревья - достаточно частые расчески, нас под них лихо заносило и Дима признал что получить по голове веткой в каске намного безопаснее.  Через пару часов у меня зацепилось и выпало весло, пришлось прыгать в воду за ним( все таки гидра нужна) хорошо погода была теплая. Еще через часик мы влетели под большую расческу и чуть не перевернулись, потеряли второе весло, минут 15 его искали.

На берегу стояла группа ребят и сигналили руками и квадратными глазами,  что нужна помощь. Мы подплыли, оказалось что они взяли в аренду какой то рафт, но у него оказались изношенные клапана и  он спускал быстрее чем они его поддували. Запасных клапанов на рафт у нас не было.

Дойдя до середины Зигазы мы встали на ночлег на правом берегу.

Отличная погода, я разок искупался. Попозже подплыли ребята с неисправным рафтом, мы предложили им встать рядом, но они пошли дальше. Они ухитрились заплыть под расческу, перевернуться, потерять одного участника (потом нашли). Мягко скажем так неудачное начало, мы бы на их месте вернулись, но они решили продолжить путь. Народ, если читаете, как у вас там все прошло?

День второй.

По плану мы решили плыть до слияния Зигазы и Зилима. Места отличные, в это день мы были уже отдохнувшие и прошли без приключении. На пол пути за пол часа до нас  упало и перегородило речку большое дерево. Мы вместе с командой из нескольких городов расчищали проход.

На ночевку встали в намеченном месте, не хотелось под вечер влететь в порог Кысык.

День третий.

Прошли слияние рек, Зилим показался намного меньше в объеме своего притока.

Увидели большую группу, которая стояла на берегу, нам объяснили - Кысык за поворотом.Мы вскоре тоже причалили, прошли посмотреть что почем. Не Айгир, но впечатляет. Однозначно с нашим судном надо обносить. Порог длинный, но после первых полутора километров идет просто шивера. Перенесли рюкзаки, перенесли лодку, часть народу  занималось тем же самым, часть шли по воде. На берегу увидели разодранную каркасную байдарку. Не всем везло.

Пройдя самую бурную часть пешком  загрузили вещи в лодку и повели судно на буксире вдоль берега. Через еще километр решили плыть.

Шивера для нашей лодки была  достаточно приличным испытанием. При нашей управляемости мы могли лишь держать лодку носом вперед ,чтобы не перевернутся на камушках, да как то отгребать от прижимов. Это были несколько веселых километров. Лодка была полная воды (на будущее все надо в гермы, о опыт сын ошибок трудных), мы целиком мокрые, ближе к концу нас чуть ли не полностью залило у одной скалы. Нафиг, через пол часа чалимся, сушимся.

На месте стоянки я прогулялся в округе, Женя говорил что там могут быть пещеры, но мне найти не удалось.

День четвертый

Первый раз размяться мы остановились в урочище Туганактугай. Мне рассказали тут часть Зилима  уходит под воду, но при большой воде там ничего не понятно. Единственное, что там частенько стоят и прилично засрано буквально вдоль берега.
С противоположной стороны Зилим вытекает, но мы тоже ничего не нашли интересного.

Дальше есть красивая скала Сарташ, мы прогулялись поверху.

Ночевали напротив скалы Два Брата, на Зилиме много подобных мест, особенно до Толпарово.

Пообщались с ребятами из Магнитки. Они шли на большущем катамаране, были там не первый раз. Нам подарили кубинскую сигару,  часть ребят любят дайвинг и катаются по всяким Кубам и прочим экзотическим местам.

День пятый

Это день примечателен тремя пунктами, мы заглянули заброшенную дырку в скале, которой пользовались геофизики, прошли мимо скалы Мамбет и попробовали местной медовухи. В результате недалеко от Толпарово решили встать на ночлег. Медовуха сильно расслабляет и как то  не располагает к длительному сплаву )

День шестой

За пять дней мы прошли немногим больше половину пути. У меня утонул сотовый (был в рюкзаке когда все залило) с навигацией, и мы  сильно отстали от графика. Пришлось наверстывать.
Погода наконец то испортилась, периодически шел дождь, мы по очереди гребли. Схему по типу гребем вдвоем мы после Кысыка оставили, с веслами в уключинах получалось отгребать получше.

Стартовали пораньше. Природа после Толпарово уже немного не та, меньше красивых скал, течение поспокойнее.

Где мы находились сориентироваться не удавалось до тех пор пока я не увидел знакомые деревянные туалеты. Ура - Победа! Она же Киндерлинская. Мы почти дошли. Цивилизация.

Чуток ближе к Ташастам мы причалили. Там стояла группа то ли из Ебурга то ли из Магнитки. Дима свои телефон тоже утопил, мы попросили у ребят позвонить, чтобы нас с утра забрали. Встали недалеко, пообщались, нас угостили горячим чаем и тушеной картошкой, мы обменялись впечатлениями. У них был участник дяденька 65 лет, весьма бодрый.  Над лагерем висел флаг Сирии  - один из сплавщиков работал там в дипломатическом  представительстве когда то.

Костер, гитара, практически окончание путешествия, хорошо )

День седьмой...

Встали пораньше и поплыли к мосту у которого нас должны были забрать. Сыро, ветер, холодно - погода противная.

Тут водятся верные друзья туристов

Удалось еще раз созвонится, оказывается Руслан, друг Димы немного попутал, приезжал прошлым вечером, и не дождался нас, за нами выехал отчим Димы, мировой мужик. Но подождать нам пришлось...   Во второй половине дня мы были дома...

Заключение.

Зилим одна из самых красивейших рек Башкирии, особенно участок до Толпарово.  Там стоит побывать весной. Но при отсутствии опыта надо тщательнее отнестись к подбору снаряжения (каска, гидра, гермы для вещей, спасжилет) и быть внимательным при прохождении порога Кысык, он несложный, но табличек хватает.  Я бы туда еще вернулся через несколько лет...