суббота, 8 ноября 2014 г.

Куда выбраться на ноябрьские, чтоб немного в горы и в палатках...

Этот вопрос меня мучал пару месяцев, с тех пор как вернулся с прогулки Кумардак-Машак-Зигальга. Осень шла, были  пара больших выходных дня по три, но, сходив в аквапарк с детишками в последний день перед закрытием, мы каскадно болели всей семьей почти месяц и вырваться не удавалось.

Сначала я подумывал прогулятся по Таганаю или Нургушу, но, судя по агентурным сведениям, там выпало прилично снега(потом было видно по фоткам все же не очень),  по нему  особо топать не хотелось,  в родной Уфе и окрестностях покров был от силу пару сантиметров. Тогда я спросил у друзей "Камо грядеши?". Амир задумал прогуляться до Аскинской ледяной пещеры. Обьект не очень уж интересный, но недалеко от Уфы и стоит разового осмотра. А рядом лес, предуральские микрогорки, отсутствие глобального снежного покрова. Решено - идем туда.

схема маршрута

Я созвонился с главным моим знакомым специалистом по пещерам - товарищем Шамилем.  Что, как, где, почему, зачем и нет ли желания прогуляться в те края. По его словам в принципе в Аскинской нет ничего особо интересного, но недалеко, километров 30, есть еще примечательные объекты - Победа, Октябрьская и Леднева. Это уже меня заинтриговало. В Саспланете расстояние оказалось по прямой 9-10 км между Аскинской и берегом Зилима (шикарная прога для изготовления карт, составления маршрутов и замерки расстояний, раньше приходилось возится с  курвиметром). Часа 4 с учетом зигзагов, перекуров. Легкая хорошая вылазка.

Осталось пару дней до похода. Как то с утра, минут за 10 до настоящего обычного подъема, я проснулся от легкого пинка по кровати и ласкового голоса супруги "веди дочу в садик, я пошла до врачей в поликлинике докопаюсь, с чего это у меня шею так раздуло и лимфоузлы болят".
Короче у жены подозрение на паратит, ее быстренько консилиумом отправляют в 21-ю больницу, оттуда отфутболивают в 4-ю инфекционку. Я вот отгуле, с детьми сижу, жена госпитализирована, с походом облом полный. Все это отдельная история. В результате диагноз не подтвердился, жену выписали через три дня, меня подменила с детьми моя мама, и в последний момент я все же вырвался долгожданное микропутешествие, хотя подготовка была сильно скомкана.

Наш маршрут получился по задумке таким.
Уфа - Архангельское- Аскино - Аскинская ледяная пещера-пешком по микрогоркам-р. Зилим-Победа/леднева/октябрьская-деревня Низ Камня-дальше как нибудь выберемся. Выброску я особо проработать не успел.

День первый. Туда.

Мы собрались к 12 00 на южном автовокзале. Народу - доМПХ. Ближайшие пара рейсов оказались забиты и часика полтора нам пришлось подождать, зато автобус был большой и удобный в плане багажа.

Возле станции было пара машин таксистов, кстати у них монополия там какая то, не диспечера решают куда и почем ехать, а только сами таксисты. До Солонцов, она же  деревня Аскино мы доехали часам к 5 вечера. Таксист рассказал стандартную историю про то, что деревни вымирают, идя по лесу можно вместо деревеньки наткнутся только на старинное кладбище и тп. Ближе к концу дорога заметно ухудшилась и, подъехав к речке Скимке, мы высадились.

В Аскино буквально несколько домов, включая туристический приют с каким то непонятным флагом. Сначала мы немного помялись на месте, потом перешли речку и спросили куда идти.  Нам ответили, что "верной дорогой идете товарищи", вперед, а там разберетесь. Проехала небольшая маршрутка типа газельки с группой "охренительная поездка в аскинскую ледяную пещеру за тысячу рублей."  Через километр мы увидели машинку стоящую у брода, тут была развилка и пришлось задуматься, переходить через речку или идти прямо. Следы машин вели в основном прямо, включая самые свежие, а карта распечатанная Бертом (какой то хреновый гуглемапс снимок) это подтверждала.

Я допустил несколько досадную оплошность. Подготовленные материалы по маршруту, карты и и прочий стаф я забыл залить на смарт. Но Берт то это сделал, пришлось снова посовещаться, посмотреть где что, в результате вернулись  к машине. Тут уже были ее хозяева, они нам и подсказали дорогу, сами сначала заблудились и уехали не по той дороге километра на три. Вперед по дороге, затем по тропе, по бревнышку через речку, еще раз, подъем и вот мы уже на месте.

Речка Скимка

В 7 часов уже стемнело. На пол пути от ручья до пещеры мы поставили палатки. Вечер, яркая луна, костер, свежая гречка ) Замечательно...

Перед сном нас посетили бегимотомыши. Звучало так  будто вокруг палатки кто то ходит по гравию, я уже думал, что пришли собаки или, возможно, медведь. Тут этот кто то начал громко чавкать в котелке (под тентом палатки) остатками гречки.

День второй. Аскинская ледяная и переход к Зилиму.

С утра мы перекусили традиционными макаронами. Собрались и вскоре были уже у входа в пещерку.

Скальник над входом в аскинскую ледяную

Горки вокруг представляют скорее большие холмы, на одной из нихне далеко от вершины скальник, снизу дыра и наклонный достаточно широкий ледяной спуск. Есть перила, кто то вырубил ступеньки, проблем нет. Аскинская по сути представляет собой мешок снизу покрытый льдом с парой небольших апендиксов на некоторой высоте.  На полу куча разномастных сосулек, лед скользкий и покрыт тонким слоем воды.

К одному гротиков из них ведет лестница, на которую я залез с опаской, звездануться вполне реально, не внушает доверия. Сверху пара пара веревок, дальше подъем в микрогротик, который когда то служил охотникам холодильником (со слов Шамиля) чуть выше типа арочки.
Во второй я лезть не стал.
Амир в Холодильнике

Сосули разнообразны и живописны. Одну мы назвали теткой, вторую мамонтом. В третьей я разглядел папу римского с тиарой, но Берт уже не согласился.

Лестница в Холодильник

Тетка
Я с мамонтом. Сосуля слева

Когда мы заканчивали осмотр вниз спустилось еще пара человек, место оживленное. На выходе встретили детсад на выезде - человек 30 школьников лет 10-12 в сопровождении нескольких взрослых. Гомон, шум - мы успели с посещением вовремя.

Прямо от пещеры мы взяли направо и поднялись на горку. Шикарные горы - минут за 10-15 ты уже на вершине, почти не запыхавшись.

Дорога до Зилима заняла запланированные часа 4 - небольшие подъемы и спуски, живописные ручейки, не особо густой лес. В некоторых местах можно по пути потопать по заброшенным дорогам.

Вышли мы к началу лога в котором находится октябрьская пещера - там метка завязка синего цвета на дереве. Передохнули, тут я в живую увидел бегемотамыша - жирненький, серный, размером с некрупную белку.

Дошли до спуска, полюбовались видами. Шикарно, небольшие горы, скальники, плавный изгиб реки.

Начало смеркаться. Спустились на поляну, я пошел в разведку налево, Амир на право.

Нашел неплохую стоянку со столом, скамейками и костровищем. Немного только испортило впечатление засраность места (куча пластика, разорванный баннер супермаркета, куча бутылок от водки, необожженных банок и тп).  Кто то похоже тут ел дошираки с тушенкой, и закусывал тортами море водки.

Да, как говорится: " люди братья потому что свиньи, кроме тех  кто сестры".

Так же там была какая то хрень типа палатки из полиэтилена с  каркасом из профиля люминя, видимо тут стояли особо суровые и нищие выживальщики.

В округе наблюдались странные кучки глины, полагаю работа кротобегемотов.

Недалеко еще интересный родник с довольно большим дебетом, микро красный ключ.

Амир обнаружил летний домик пасечника, с туалетом, с землянкой. Недалеко есть табличка.  В стиле "Пасека. Проезд, проход, проплыв, прокоп, прополз запрещены. Пчелы куськусь".

Встали на обнаруженной мной стоянке.

Традиционная греча. Небольшое шебуршание бегимотомышей. Продукты убрали на стол завернув все в пакеты. Облом вам поросята.

День третии.

Утром я хотел встретить рассвет. Но  не дождался, вокруг горки, находишься как в чаше, соответственно рассвет уже чуть ли не в полдень - просто выползает солнце.
Бегимотомыши не добрались до гречки, но смогли погрызть два брикета халвы и отомстили сходив в туалет в миску Берта.

На берегу речки лед намерз, уровень воды упал и он завис в воздухе.

Мы перекусили вчерашней гречкой, немного осмотрели окрестности. Я пошел разведывать вход в пещеру.

Победа одна из красивейших пещер Башкирии, но в виду легкой доступности страдает от нашествий толп варваров - по Зилиму многие сплавляются, не все адекватны, ходят коммерческие группы, устраиваются корпоративы. Пещера закрыта для посещения - в шкуродере Пылесос ребята из спелеоклуба имени Нассонова поставили решетку, закрыв дорогу в большую часть пещеры. Они же совершили титаническую работу по очистке пещеры и округи от мусора. Честно говоря, посмотрев местность стало жалко, что они еще километр вокруг не забаррикадировали.

Вход в пещеру я нашел быстро, пройдя пару стоянок (одна забавная там есть два деревянных домика типа сортир с буковками М(адамы) и Ж(ентельмены) - цивилизация) надо поднятся вдоль ручья по тропе, затем 5 минут  по склону и вот она красавица.

Потом мы пришли уже втроем. На спуске ледник с сосулями, самая большая сломана - скорее всего это и есть Ледяная Королева (очевидно работа каких то пожилых пассивных неудовлетворенных гомосексуалистов), сломанная часть приставлена на историческую родину. Спускаться надо справа вдоль стенки, так проще, по пути есть какие то железки за которые можно цепляться. Слева есть пара достаточно глубоких ледяных колодцев куда можно улететь и убиться. Буду круто - там очень красиво везде, жалко что пещеру посещали много неотесанных варваров.

На выходе мы встретили пару ребят которые приезжали полазать по скалам и тоже решили осмотреть начало пещеры. Они оставили машину около деревни и гуляли налегке. Их сопровождал деревенский песик.

Этот же песик решил проводить нас на выходе.
Мы дошли до лагеря, было около 4-х часов, решили прибраться, попить чай и до деревни. Собачка оказалась дико всеядной - она ела все что давали - халву, майонез, шербет (больше ничего не было особо съедобного, мы ей только шоколад не давали - вроде собакенам не шибко полезно).

До деревни мы дошли часа за полтора-два, там всего километров 6-7 вдоль берега. В некоторых местах река  прижимается вплотную к скальникам, но проходится все с сухими ногами. Собак и то почти не замочил лап. Интересный спутник - он носился в разные стороны и периодически мышковал.

В деревне было уже темно, освещения практически нет. Попробовали разыскать машину, нас отправляли в соседнюю деревню, там живет мужик, он возит. Один раз практически договорились, но тут вернулись ребята которых мы встретили у входа в пещеру, они нас подбросили до Уфы. Часов около 11 вечера я был дома.

Походик получился интересный, даже не ожидал, места шикарные, хотя я и привык несколько к большей гористости местности.. Отличная погода для этого времени года.  Амиру с Бертом тоже понравилось. Вернемся в подзилимье летом. Или после НГ.

1. Сегодня ночью вернулись оттуда-же :-) М и Ж стоят на своих местах (мы свои палатки ставили под скалой, рядом) А про собачку скажу так: если идти из Таш-Асты она обязательно проводит Вас до пещеры, это "проводница" она там все дороги и тропы знает и знает кто куда идёт и что несёт в Больших рюкзаках :-) наша вылазка-поездка заняла примерно 32 часа и проводница ВСЕГДА была с нами!!! (за исключением пещеры) Позднее оказалось что она вернулась в лагерь и ждала нас около палаток, обратно она нас так-же проводили до стоянки машин за мостом. За свои услуги "проводницы" просит не много лишь бы кормили Нештяками разными :-) Услуги оказывает качественно, в полном объёме и даже больше всю ночь охраняет лагерь от лис и мышей! В награду всего лишь Вкусная еда и немного внимания и ласки :-)

2. летом был, собака проводник была там же, увидела пустые баллоны и повела нас к роднику у деревни